Круглый стол «Современная философия, мир и устойчивое развитие: опыт Китая»
20 декабря в НИУ РАНХиГС прошёл международный круглый стол «Современная философия, мир и устойчивое развитие: опыт Китая» с участием профессора Пекинского педагогического университета Чжана Байчуня.
Научное мероприятие было организовано НИУ РАНХиГС по инициативе зав. базовой кафедрой государственного и муниципального управления А.В Дахина, при участии Нижегородского отделения Российского философского общества. Оно стало этапом подготовки философов Н.Новгорода к VIII Российскому философскому конгрессу, который состоится в мае 2020 г. Гость круглого стола и главный его спикер — профессор философского факультета Пекинского педагогического университета, президент Всекитайской ассоциации исследователей русской философии, директор центра изучения русской культуры при Пекинском педагогическом университете, известный в Китае специалист по русской философии Чжан Байчунь. В дискуссии приняли участие аспиранты, преподаватели НИУ РАХиГС, преподаватели философии других вузов Н.Новгорода. Открывая заседание, проф. А.В. Дахин отметил, что современный философ ведёт исследовательский диалог не только с самим собой и с коллегами по кафедре, но и с незримой большой аудиторией глобального мира современной философии. «Сегодня один из участников этого глобального диалога, — представитель философии Китая, — из незримого далека переместился сюда, стал участником нашего круглого стола, так что наш глобальный диалог становится очным». Профессор Байчунь рассказал об особенностях современной философии в Китае, о социальном статусе философа в современной Китайской народной республике. В частности, он кратко охарактеризовал восемь направлений, по которым развивается философия в Китае: марксизм, китайская философия, западная философия, этика, эстетика, онтология, тория познания, логика и философия науки. В этой части интересно, то, что активно поддерживается в качестве платформы идеологической корпоративной культуры общества и его социальных институтов в Китае. Преподаватели, читающие лекции по марксизму имеют более высокую оплату, хотя и государственные стандарты по ним более жёсткие. Китайская философия, продолжающая национальную традицию, – это нео-конфуцианство, центрами развития которого являются не континентальный Китай, а Гонконг и Тайвань, которые в большей мере находятся в поле влияния Запада. Отсюда особенность нео-конфуцианства состоит в том, что его изначальные смыслы актуализируются при помощи западных философских методологий (кантианство, гегельянство и т.п.). Любопытно также и то, что русская философия числится в Китае как раздел «западной философии». Как специалист, получивший философское образование в Санкт-Петербургском университете, проф. Байчунь изложил своё видение того, что русская философия может играть роль понимающего посредника в диалоге китайской философии с философией Западной Европы и США. В ходе встречи участники круглого стола задали профессору Байчуню вопросы по разным аспектам работы философов в Китае. Многих интересовала тема нагрузки профессора в ВУЗах Китая: гость рассказал, что, как правило, аудиторная нагрузка не превышает 200- 250 часов в год. Остальное время – это научная работа, участие в научных конференциях и т.п. В ходе визита в Нижний Новгород проф. Ч.Байчунь и проф. А.В. Дахин обсудили направления перспективного научного сотрудничества.